Содержание:
Замена масла в рохле
Рохля (рокла) – эффективная и простая по исполнению гидравлическая тележка. Популярный складской транспортировщик справляется с массой задач, но требует обслуживания, как и любая другая техника. Ремонт серьезных механических поломок лучше доверить специалистам, а вот процедуру замены масла в состоянии провести каждый.
Из статьи вы узнаете:
- правила проведения и алгоритм процедуры замены;
- сведения о типах масел и выборе жидкости для тележки;
- технические тонкости и рекомендации;
- зачем нужна жидкость в гидравлическом узле рохли.
Устройство гидроузла
Не знакомые с гидравликой люди считают, что масло в тележке нужно для смазки деталей. Чтобы опровергнуть это заблуждение, рассмотрим гидроузел ручной рохли:
Принцип стар как мир: рычаги преобразовывают большие движения в маленькие, чтобы увеличить усилие. Цилиндры (плунжеры) перемещаются для подъема груза. Движение большого цилиндра, который и поднимает вилы, обеспечивает масло.
Жидкость накачивается малым плунжером в большой. Вывод прост: масло – важнейший элемент, от которого зависит и работоспособность тележки, и качество ее работы (плавность подъема, устойчивость и т. д.).
Без рабочей жидкости гидравлика выйдет из строя. Насколько важна своевременная и грамотная (по инструкции) замена гидравлической жидкости? Показательная выдержка из руководства по эксплуатации типовой гидравлической рохли:
«2.1. СМАЗКА
Ежегодно проверяйте уровень масла, открывая крышку для залива масла на корпусе цилиндра. Для замены или долива заполняйте резервуар маслом для гидравлических систем на 80% — это 63,5 мм от дна резервуара…»
Все мировые производители тележек с гидроузлом (Eurolifter, Simetro, Rocla, Noblelift и т. д.) рекомендуют замену масла раз в 6-12 месяцев или после «пробега» в 1500 часов (для моделей с моторами).
Поводы заменить масло
Основные признаки недостатка или переизбытка масла:
- Рокла плохо поднимает или вообще не поднимает грузы.
- Для подъема приходится прикладывать слишком много усилий.
- В районе гидроузла наблюдается течь.
Особый случай – полное отсутствие жидкости в узле. В целях экономии некоторые производители поставляют «пустые» тележки, о чем указано в руководстве по эксплуатации. Иногда на заводе в гидроузел рохли заливают составы низкого качества или неподходящей вязкости. Всего через 2-3 месяца они становятся черными и густыми.
Масло может вытекать из-за технических проблем конструкции. Перед «заправкой» необходимо обнаружить и устранить их, чтобы не тратить впустую время и деньги.
Самостоятельная замена масла
Масло рохли можно поменять с минимальным набором инструментов своими руками. Предварительно стоит провести проверку узла и общий осмотр. Для этого нужно:
- визуально осмотреть гидроузел на предмет сколов, протечек, повреждений;
- максимально снизить давление в системе;
- открыть отверстие для залива (расположено на корпусе цилиндра);
- оценить уровень масла (должно доходить до заводской отметки – риски).
Если повреждений не выявлено и добавлением и/или сливом проблему не решить, можно переходить к полноценной замене гидравлической жидкости. Пошаговый алгоритм:
- Снять пробку/клапан и слить старое масло из гидроузла.
- Залить в механизм жидкость для промывки, слить ее, повторить процедуру до полного очищения.
- Залить масло ровно до заводской отметки.
- Закрутить пробку/закрыть клапан.
- «Прокачать» тележку (несколько раз поработать рукояткой для подъема вил) для распределения масла по системе.
- Снова долить масло до отметки.
Пункты 6. и 7. нужно повторять, пока рохля не будет работать плавно и стабильно.
- После окончания прокачки убедиться, что масло залито по заводскому уровню.
Важно: оптимальный уровень гидравлической жидкости рассчитан инженерами! При доливе или замене жидкости в гидравлической тележке нельзя руководствоваться принципом «много не мало – хуже не будет». Соблюдайте инструкции производителя или ориентируйтесь на заводские риски. Залить больше уровня и «на глазок» – плохая идея.
Если прокачка рохли после замены масла не помогла (тележка работает неправильно), стоит проверить уплотнительные кольца, трос подъемного механизма, наличие повреждений в системе, которые вызывают утечку жидкости.
Обслуживание самоходных тележек с гидроузлом
Формально электрические тележки с гидроузлом не называют рохлями, но они тоже требуют замены масла по прошествии определенного периода. Гидроузел самоходных тележек скрыт кожухом – во время гарантии разбираться с конструкцией не имеет смысла.
По истечении гарантии «закачать» жидкость можно пошагово, пользуясь заводской инструкцией. Гидравлические системы самоходных и ручных моделей идентичны – для них применимы одни и те же виды масел.
Выбор масла для рохли
К выбору нужно подходить с умом. По статистке до 70% поломок гидравлических систем происходит из-за загрязнения или попадания посторонних частиц. От чистоты масла зависит срок службы узла, а от его характеристик – функциональность рохли.
Для гидроузлов тележек подходят масла гидравлической группы. Главное требование – приемлемая для работы в конкретном температурном режиме вязкость. Густое (вязкое) масло крайне опасно для рохли! Возможна деформация манжетов и поломка клапана. По вязкости масла делятся на три класса по ISO (иногда обозначаются как VG – VISCOSITY GRADE):
- Маловязкие (классы 5-15).
- Средневязкие (классы 22-32).
- Вязкие (классы 46-150).
Индекс вязкости – отдельное число по ISO, которое показывает способность масла менять вязкость под воздействием температур. Если рохля нужна для работы зимой на Крайнем Севере, применяют составы с индексом 200 и выше. Масла с индексом около 150 считаются всесезонными, с цифрой 100 – летними или индустриальными (для работы с техникой в закрытых помещениях).
Многие производители добавляют присадки, которые улучшают антиокислительные, антикоррозионные, противоизносные, депрессорные, противопенные характеристики масел. Присадки особенно важны при эксплуатации техники зимой.
Универсальный, проверенный вариант с низкой ценой для работы рохли во всесезонном формате – ВМГЗ. Отечественный продукт ВМГЗ – маловязкое гидравлическое масло на минеральной основе с 4 присадками. Изготавливается по ГОСТу 17479.3-85.
Практика показывает, что иногда при серьезных морозах вязкость ВМГЗ становится чрезмерной. В этом случае рекомендуется пробовать масла марок МГП-10, H-LP 46, DIN 51524 и И-20А с широким температурным диапазоном.
Новый и более дорогой аналог ВМГЗ – гидравлические масла HLP (для работ в помещениях) и HVLP (с повышенным индексом). Допускается – но не всегда рекомендуется – использование и специализированных гидравлических жидкостей для ГУР и АКПП машин. Серии PSF и ATF отличаются цветом. В случае с рохлей важен не цвет (зеленый, красный или желтый), а конкретные характеристики.
Важно: моторные масла из-за неподходящей вязкости использовать для гидроузла рохли нельзя!
Расширенная таблица основных типов масел
Тип масла |
Назначение |
Известные производители |
Индекс вязкости (ISO) |
Класс вязкости (ISO или по спецификации SAE) |
Температура застывания |
Серия PSF |
ГУР (гидроусилитель руля) |
Liqui Moly, ZIC, Motul, Castrol, Idemitsu |
180-400 (средние показатели) |
Зависит от модели. Маркировки: 3.Всесезонные масла SAE80W-90 – два показателя вязкости для разных температурных режимов (лета и зимы).
|
В зависимости от модели (в среднем -55, -60°C) |
Серия ATF |
АКПП автомобиля |
Mobil, Valvoline, Fuchs, Elf, Shell |
-//- |
-//- |
-//- |
ВМГЗ-45/55/60 (по ГОСТу –МГ-15-В) |
Системы гидропривода и гидроуправления техники |
Мобил, Газпромнефть, ТНК, Роснефть, Лукойл, Синтоил |
Не менее 160 |
15 |
-45 °C, -55 °C -60 °C |
МГЕ-46 |
Различные гидравлические системы |
Sintec, Роснефть, Газпромнефть, Лукойл |
Не менее 105 |
46 (вязкое масло!) |
-35 °C |
HLP/HVLP |
Сложная гидравлика с высокими требованиями по надежности и производительности |
Газпромнефть, Sintec, AIMOL, ТНК, Valvoline |
Около 100/не менее 140 |
10-68/15-68 |
До -30°C/-36°C |
Веретенное масло (И-20А) |
Телескопические стойки и гидравлические амортизаторы авто |
Sintec, ЭкспертОйл, Роснефть, Волга-Ойл, Газпромнефть, WEGO |
Не менее 95 |
32 (масло без присадок!) |
-15°C |
МГП-10 |
Гидравлические амортизаторы автомобилей |
РУСМА, Arginol |
– |
10 |
-40°C |
Правила и советы
Мало заменить масло. Важно сохранить его свойства и увеличить срок службы рохли. Полезные рекомендации:
- Храните масло правильно – в чистой закрытой таре (канистре).
- Обязательно очищайте грязь в системе перед заливкой.
- Заливайте новую жидкость из чистой емкости.
- Не храните масло, которое «соприкасалось» с воздухом, более 2 лет.
- Если вы слили масло для ремонта узлов, перед его обратной заливкой убедитесь, что в нем отсутствуют посторонние предметы и мусор.